Рождение новой книги ― это знаменательное событие. Раскрыть свеженапечатанные страницы и погрузиться в захватывающее действие ― истинное удовольствие для читателя. А как интересно побывать в мастерской автора! И сегодня, в преддверии выхода фантастического детективного романа «Шпрингель», нам удалось заглянуть под обложку одними из первых. Подробностями творческого процесса поделилась автор книги, член Интернационального Союза Писателей, ЕЛЕНА ШАПРАН.
– Начнём с начала. Как случилось, что, имея профессию с техническим уклоном, Вы нашли себя в литературе?
– Литература ― это моё хобби. Я 25 лет работаю инженером по эксплуатации и ремонту электротехнического оборудования. «Разговариваю» с трансформаторами тока и напряжения. И мне кажется, что они мне отвечают и жалуются на свою нелёгкую нагрузку (ха-ха-ха). Во время учёбы в институте я играла в КВН и была автором многих сценариев. После окончания института три года работала преподавателем электротехники в ПТУ. Чтобы мои ученики хорошо всё понимали, излагала материал последовательно и в научно-популярной форме. Кавээновская привычка записывать какие-то мысли (а вдруг шутка пригодится) привела к тому, что однажды села и написала небольшой фантастический рассказ. Потом ещё один, потом повесть. Позже объединила их в одну книгу «Хроники затерянного времени», которая вышла в серии «Таврида» в 2015 году.
А дальше, как говорится, вошла во вкус: читаю, пишу и думаю о том, что читаю, поэтому пишу. Наверное, многое идеализирую. Но так хочется, чтобы добро побеждало зло. Поэтому во всех моих книгах на первом месте любовь и добро. На портале «ЛитРес» много моих книг.
Между прочим, многие писатели-фантасты ― технари. Вспомним братьев Стругацких: один ученый, другой писатель, вместе ― целый мир. Или Кир Булычев, который в миру тоже технарь.
Я вообще люблю фантастику. Обожаю Гарри Гаррисона, Айзека Азимова, Эндрю Нортон и Роджера Желязны.
В принципе, в фантастике нет ничего «фантастического». Там есть ответы на все технические новинки. Конечно, до межгалактических перелётов ещё очень далеко, но принципы трёх законов робототехники Айзека Азимова уже далеко не фантастика.
– Откуда черпаете вдохновение? Как появляются новые мысли, идеи?
– Вдохновение? Да оно везде. Например, еду в автобусе, напротив женщина сидит и улыбается своим мыслям. Сразу фантазия ― а почему у неё улыбка, что хорошего у неё произошло: дети порадовали или любимый человек? Или ещё, например, увидела какой-нибудь работающий механизм. Чаще всего возникает ассоциативный ряд. Тогда сами собой придумываются сюжеты и появляется желание популярно объяснить, что это за механизм, как он работает, причём хочется поместить этот механизм вместе с персонажами в какие-нибудь нестандартные ситуации.
– О чём легко пишется, а о чём трудно? Как проходит творческий процесс?
– Писать всегда трудно (улыбка). Обо всём. Ведь любую тему, любую идею нужно сначала пропустить через себя, потратить на это гигабайты и терабайты душевной энергии. Мозг должен у себя проложить новые нейронные связи, чтобы новая идея была понятна прежде всего мне самой. И только тогда, когда я сама в неё поверю, я начинаю работать. И это снова огромное количество душевной и психической энергии. Ведь читателю нужно донести свою мысль просто и без лишних слов, чтобы ему было все понятно, чтобы он увидел «картинку» и чтобы получил удовольствие от чтения.
– Готовится к выпуску новая книга «Шпрингель». Приоткройте завесу для будущих читателей, какие перипетии скрываются под обложкой романа?
– Сначала читатель узнает, что же такое «шпрингель» (улыбка). В романе много технических терминов и терминов из теории относительности. Но опять же всё рассказано в популярной форме. Я вообще такой «популяризатор науки» (снова улыбка). Но прежде всего это роман о любви: о любви мужчины и женщины, о любви к своему городу, к своей истории. Ну и конечно же детективное расследование ― главное, из-за чего и началась вся эта история.
– Кому понравится роман? Для кого он?
– Очень надеюсь, что роман понравится тем, кто любит А. и Б. Стругацких и других писателей-фантастов. Это не «женский» роман. Я вообще «женские» романы не пишу. Помните, у Владимира Винокура: «Я женских романсов не пою» (ха-ха-ха). «Шпрингель» для думающих людей, для читающих и любознательных.
– Смешение жанров: фантастический роман, детектив. Смешение времён, стран, сюжетных линий. Совершенно разные герои. Эклектика во всём. Как пришла идея такой книги? Может быть, повлияли какие-то произведения?
– Безусловно, это Дэн Симмонс1 с его тетралогией о Гиперионе. Некоторые термины взяты оттуда. Например, «комлог» и «хронотропные датчики». И конечно же «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и их идея о контрамоции, то есть о возможности перемещаться из «завтра» во «вчера» и наоборот.
– Расскажите немного о работе над романом. Сколько ушло времени на его написание? Что было самым сложным?
– Работаю над книгами я обычно по ночам и по выходным (улыбка). На основной работе занята с восьми до пяти с понедельника по пятницу. Но всегда тороплюсь к моим персонажам. Если брать во внимание только работу по набору текста, то «Шпрингель» был написан месяца за три. Но идею я вынашивала более полугода, потом ещё месяца два собирала материал. Конечно, были сложности. Например, один из главных героев играет на бирже. Пришлось изучать работу брокеров. Даже роман Теодора Драйзера «Финансист» перечитала.
– Есть ли в книге некая «мораль», авторский месседж? О чём внимательный читатель задумается, закрыв последнюю страницу?
– Конечно. Если событие произошло, ничего уже изменить нельзя. Исправить последствия можно, но изменить ― увы. Путешествия в прошлое опасны. Хорошо, что они невозможны. Иначе можно было бы добраться до начала времен и по прихоти одного человека изменить всю историю. Возможно не только историю нашей планеты, но и Вселенную, то есть уничтожить всё, что Создатель с такой любовью построил.
– Какие ощущения у писателя перед выходом книги? Планируются ли презентации, встречи с читателями? Вы опытный автор ― как это обычно проходит?
– Это как будто ребенок родился. Радость неимоверная. Хотя многие мои друзья и коллеги уже знакомы с романом. Но им всем хочется получить книгу с автографом. На моей страничке в Фейсбуке я создала группу «Картины в прозе Елены Шапран». Почему такое название? Вот есть стихи в прозе. Это как-то привычно. А вот описать картинку, которая у тебя перед глазами, да ещё так, чтобы читатель почувствовал именно твои вкусовые ощущения, чтобы у него тоже перед глазами появилось полотно, чтобы он и запах вдохнул, и цвет увидел, и сам погрузился в эту картинку, ― вот это и есть, по моему мнению, «картина в прозе». Читаешь и видишь.
Поэтому как таковых презентаций я не делаю. С моим творчеством можно познакомиться онлайн. Друзья и коллеги с удовольствием читают и часто спрашивают ― что пишешь, о чём пишешь, когда выложишь хотя бы фрагмент.
– Тем временем продолжается ли творческий процесс? Есть ли новые идеи? Какие планы на будущее?
– Когда в очередном произведении я ставлю точку, всегда появляется ощущение, что больше, наверное, ничего не напишу. Ведь отдала этим героям часть своей души, и для новых персонажей уже не найду сил. Но потом через некоторое время начинается «писательский зуд» (улыбка). И он у меня уже начался!
– Что Вы пожелаете своим читателям?
– Дорогие мои читатели! Всё мое творчество для вас! Если вам нравятся мои истории, я их буду сочинять для вас снова и снова!
Беседовала Мария РОМАДАНОВА.
1 Дэн Симмонс ― американский писатель. Автор романов «Гиперион», «Падение Гипериона», «Эндимион» и «Восхождение Эндимиона».
Views: 152
2 comments for “ЕЛЕНА ШАПРАН: «Терабайты душевной энергии»”