Героиня этого интервью – очень домашняя, обыкновенная, русская женщина. Обыкновенная, да не совсем. Родилась в Сибири, потом волею судьбы оказалась в Грузии, где прожила 33 года. А затем, вернувшись в Россию, обрела новый смысл жизни, новый дом, новую семью, новую работу. Вот уже 25 лет Елена Шедогубова преподаёт русский язык и литературу в школе-интернате. Но кроме того она обладает чудесным даром – чутко и правдиво писать о проблемах встреченных ею на жизненном пути людей. И её неравнодушные слова были достойно вознаграждены не только множеством читательских отзывов, а и победами в литературных конкурсах.
– Елена, как давно вы начали писать и почему? Помните ли своё первое произведение?
– Писать начала давно, но «для себя». Какие-то наброски, заметки, записки… Публиковаться не собиралась. Года четыре тому назад совершенно случайно узнала о сайте Проза.ру, где можно опубликовать свои рассказы и обрести круг читателей. «Почему бы и нет?» – мелькнула авантюрная мысль. Опубликовала рассказ «Уличный фонарь» – это сказка об одиночестве и разочаровании – получила первые ободряющие отзывы. Поняла, что мои рассказы интересны другим людям, находят отклик. С тех пор пишу, но не очень часто. Сюжет, тема должны «зацепить» внимание, тогда приходят слова.
– Очень часто именитые писатели признаются, что пишут по принципу “ни дня без строчки”. К вам это применимо?
– Я не очень понимаю, что значит “ни дня без строчки”. А если не встретилась с героем сегодня, завтра, через неделю? Нет темы, нет сюжета, нет героя… Всё равно набрасывать некие «строчки»? Графоманить? Нет, не применим этот принцип ко мне, может, только для именитых пригоден…
– Ваша профессия – педагог. Как вам удаётся совмещать преподавательскую сложную деятельность, семью и время на сочинение рассказов?
– А я увеличила время в сутках до 28 часов и теперь всё успеваю. Кроме того, меня очень поддерживают мои друзья и коллеги, муж и сын по мере сил стараются облегчить домашнее бремя (оба талантливо готовят, помогают по дому. Благодаря им всем я успеваю любить своих близких, учить, учиться, общаться с друзьями и писать.
– Что в первую очередь хотите донести читателю?
– Я хочу, чтобы мои читатели услышали и ощутили тот позитив, который я старюсь внести в свои рассказы. Даже если персонажи не очень «положительные», то читатель сам решает, как отнестись к тому или иному герою, осудить его (её) или попытаться понять мотивы поступков. Для меня важен положительный посыл, который, надеюсь, читатель ощущает.
– Творческий литературный процесс – из чего он, по-вашему, состоит?
– Всё начинается с наблюдения за человеком, предметом, явлением. Появляется интерес к деталям, тонкостям, нюансам. Рисуется некий образ, за ним – модель поведения, алгоритм поступков, действий героев. А потом возникает сюжет, строится сам рассказ. Но прежде всего важна та идея, которой будет подчинён и сюжет, и герой.
– В какой обстановке вам легче всего пишется?
– На этот вопрос ответить легче всего словами Андрея Вознесенского: «Тишины хочу, тишины… Нервы, что ли, обожжены? Тишины…».
– Кого вы больше читаете сами – классиков или современников? Назовите своих любимых писателей.
– Я читаю и классиков, и современников. Но не приемлю чернуху в литературе, поэтому имён современных маститых называть не стану. Хотя нет – назову из перечитываемых часто и с удовольствием: Фазиль Искандер, Михаил Веллер, Захар Прилепин. Воспитана на классике, поэтому люблю Александра Куприна, Николая Лескова, Антона Чехова – мастеров короткого рассказа. Из литературных «великанов» – Фёдор Достоевский, который любит своих героев и болеет за каждого из них душой. Из зарубежной литературы – О`Генри, Рэй Брэдбери, Ремарк, Кафка, Эрнест Хемингуэй, Сомерсет Моэм, Камю.
– В вашей прозе много “борьбы” с несправедливостью окружающего мира, часто вы пишите и о реальных войнах. Были ли случаи, когда ваши произведения приносили вполне ощутимые результаты в жизни, что-то меняли в лучшую сторону?
– Не знаю, как насчет борьбы… Слабовата я для неё. Я пишу о том, что видела, чему была свидетелем, иногда участницей. Иногда это записанный со слов другого человека «олитературенный» рассказ. Бывает, что фантазия-фантастика бесцеремонно вторгается в повествование, но тут уж ничего не поделаешь. Приходится её терпеть, тем более, что она ярче оттеняет собой реальность. А практическая польза – это общение с читателями на Яндекс-Дзене, где у меня есть канал. Там можно ощутить обратную связь с читателем во всей полноте. Кто-то очень резок в своих оценках, но и злую критику надо суметь принять. Подписчики же отмечают, что им нравятся мои рассказы, они активно обсуждают сюжеты и героев. Но, на мой взгляд, иногда воспринимают их слишком «всерьез».
– В этом году у читателей появилась возможность заказать в интернете сборник ваших рассказов “Пёстрая лента”, который уже снискал себе множество лестных отзывов. Не планируете ли порадовать книгочеев ещё и крупными художественными жанрами? Повестью или романом?
– Да, так получилось, что моя электронная книга – сборник рассказов «Пестрая лента» – стала лауреатом премии «На благо мира» в 2019 году, заняв 2 место. Для меня это большая радость. Читателей стало больше. Есть у меня наброски для небольшой повести, но крупный формат, боюсь, не для меня.
– Есть ли у вас хобби, увлечения?
– Люблю рыбалку, поездки на природу. Вязание, рукоделие – им отведён дополнительный 29-ый час в сутках.
– Какой ваш жизненный девиз?
– Специально я его не изобретала. Это скорее мироощущение: “Жить и радоваться жизни!”
– Спасибо вам большое! Что ж… Желаем дальнейших творческих успехов и побед! И пусть сутки раздвинутся до 30-ти часов, а не слышавшая о вас читательская зарубежная публика обретёт нового душевного автора.
Беседовала Лариса Пушкина.
Views: 272
4 comments for “Елена Шедогубова: “Не приемлю чернуху в литературе!””