Королеве символизма – 150!

Портрет Зинаиды Гиппиус. Художник Лев Бакст.

Зинаиде Гиппиус, королеве символизма, которую современники за глаза называли змеёй, 20 ноября исполняется 150 лет со Дня рождения. Супруга известного философа Дмитрия Мережковского, Зинаида Гиппиус действительно всегда вела себя высокомерно и вызывающе, пристально разглядывая в лорнет гостей или строча в издания резко критические статьи. Её мнения боялись. А она, казалось, даже не замечала этого и продолжала писать стихи с недосказанностью, делать переводы европейских авторов на русский и проводить сеансы спиритизма с завидной регулярностью. Однажды Александр Блок заметил Сергею Есенину: “Не верь ты этой бабе. Её и Горький считает умной. Но, по-моему, она низкопробная дура”. Мнения и слухи о ней разнились. Противоречивые. Её боялись и в то же время уважали. Вот что пишет о Зинаиде Николаевне Георгий Адамович: “Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, и есть другие, как бы «ручной работы», — и такой была Гиппиус. Но помимо ее исключительного своеобразия я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал”.

Зинаида Гиппиус.

Зинаида Гиппиус познакомилась с Дмитрием Мережковским на даче в Боржоми, неподалёку от Тифлиса, где жил брат её матери. В 20-ть лет она стала его женой. 52 года супруги прожили вместе, “не разлучаясь ни на один день”. Бог не дал им детей, и всю свою любовь пара обратила на литературу. Петербург, куда Мережковский привёз Гиппиус, стал их первой творческой колыбелью. Второй – Париж, куда они сбежали вместе с Дмитрием Философовым и Владимиром Злобиным от революционного беспредела.

Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Владимир Злобин.

Но если в Петербурге Гиппиус была хозяйкой Литературного салона, куда стремились попасть все прогрессивные писатели и поэты, то в Париже эти встречи по воскресеньям для эмигрантов-литераторов стали носить название “Зелёная лампа”. И всё бы ничего, но в 1941 году, незадолго до своей смерти, Дмитрий Мережковский выступил по радио в поддержку Гитлера. Семье объявили бойкот. Гиппиус не на много пережила мужа. Она скончалась в сентябре 45-го, оставив последнюю запись в своём дневнике: “Я стОю мало. Как Бог мудр и справедлив”. Зинаиду Николаевну похоронили под одним надгробием с мужем – на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа в Париже. Хочется верить, что стихотворение Гиппиус “Есть речи…” стало для неё пророческим:

У каждого свои волшебные слова. 
Они как будто ничего не значат,
Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва,
И сердце засмеётся и заплачет.

Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.
Please follow and like us:
Pin Share

Views: 85

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *