Зинаиде Гиппиус, королеве символизма, которую современники за глаза называли змеёй, 20 ноября исполняется 150 лет со Дня рождения. Супруга известного философа Дмитрия Мережковского, Зинаида Гиппиус действительно всегда вела себя высокомерно и вызывающе, пристально разглядывая в лорнет гостей или строча в издания резко критические статьи. Её мнения боялись. А она, казалось, даже не замечала этого и продолжала писать стихи с недосказанностью, делать переводы европейских авторов на русский и проводить сеансы спиритизма с завидной регулярностью. Однажды Александр Блок заметил Сергею Есенину: “Не верь ты этой бабе. Её и Горький считает умной. Но, по-моему, она низкопробная дура”. Мнения и слухи о ней разнились. Противоречивые. Её боялись и в то же время уважали. Вот что пишет о Зинаиде Николаевне Георгий Адамович: “Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, и есть другие, как бы «ручной работы», — и такой была Гиппиус. Но помимо ее исключительного своеобразия я, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать. Не писательница, не поэт, а именно женщина, человек, среди, может быть, и более одаренных поэтесс, которых я встречал”.
Зинаида Гиппиус познакомилась с Дмитрием Мережковским на даче в Боржоми, неподалёку от Тифлиса, где жил брат её матери. В 20-ть лет она стала его женой. 52 года супруги прожили вместе, “не разлучаясь ни на один день”. Бог не дал им детей, и всю свою любовь пара обратила на литературу. Петербург, куда Мережковский привёз Гиппиус, стал их первой творческой колыбелью. Второй – Париж, куда они сбежали вместе с Дмитрием Философовым и Владимиром Злобиным от революционного беспредела.
Но если в Петербурге Гиппиус была хозяйкой Литературного салона, куда стремились попасть все прогрессивные писатели и поэты, то в Париже эти встречи по воскресеньям для эмигрантов-литераторов стали носить название “Зелёная лампа”. И всё бы ничего, но в 1941 году, незадолго до своей смерти, Дмитрий Мережковский выступил по радио в поддержку Гитлера. Семье объявили бойкот. Гиппиус не на много пережила мужа. Она скончалась в сентябре 45-го, оставив последнюю запись в своём дневнике: “Я стОю мало. Как Бог мудр и справедлив”. Зинаиду Николаевну похоронили под одним надгробием с мужем – на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа в Париже. Хочется верить, что стихотворение Гиппиус “Есть речи…” стало для неё пророческим:
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва,
И сердце засмеётся и заплачет.
Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.
Views: 85