21 марта 1986 года началась поездка по США советского «посла мира» Кати Лычевой.
Школьница Лычева и кошки Куклачева
Есть имена, которые навсегда остаются в памяти поколения. В середине 1980-х в Советском Союзе в память советским детям врезалось имя Кати Лычевой — «посла мира», отечественной «Саманты Смит».
Имя этой девочки в конце 1980-х фигурировало в анекдотах. Да что там анекдоты: в речевке фанатов одного из московских футбольных клубов Катя Лычева упоминается по сей день, наряду с Раисой Горбачевой и кошками Юрия Куклачева.
Советскому аналогу американки Саманты Смит повезло меньше, чем оригиналу. Если к американской девочке большинство относилось с любовью и симпатией, то имя Кати Лычевой на пике гласности стали обильно поливать грязью.
Утверждалось, что посланная в Америку Лычева была родственницей некоего партийного или государственного чиновника, чуть ли не министра иностранных дел Андрея Громыко. Злые языки говорили, что сама Катя не умеет говорить по-английски, что ею управляют взрослые люди из идеологического отдела ЦК КПСС, что сама она — избалованная и капризная девица и т. д. и т. п.
В эпоху разоблачений всего и вся в СССР не щадили никого и на возраст скидок не делали. Спустя несколько лет шум вокруг имени Кати Лычевой утих, и а ей на смену пришли новые герои.
Во время поездки Кати Лычевой по США в советских СМИ публиковались ее дневниковые записки, из которых многие граждане СССР впервые узнавали о ресторанах быстрой еды и новинках Голливуда.
Из записок о путешествии Кати Лычевой по США:
«Через пять минут появился господин Рейган, протянул руку и сказал, что очень рад видеть меня в Белом доме. Я передала ему игрушку и объяснила, что ее сделали советские ребята, которые, как и весь наш народ, хотят мира. А потом сказала: «Я думаю, что дети не могут спокойно жить на Земле, пока на ней есть ядерное оружие. А я знаю, что наша страна предложила уничтожить все-все ядерное оружие на Земле еще до того, как я вырасту. Хорошо бы, чтобы это произошло. Тогда все дети будут счастливы». Господин Рейган ответил, что хотя он уже не ребенок, но тоже мечтает о мире, и обещал мне, что сделает все для того, чтобы на Земле не осталось ядерного оружия. Он пожелал маме и мне хорошо провести время в Америке и сказал, что завидует нам со Стар, потому что мы накануне были в цирке, а у него нет времени туда пойти. Стар приколола господину президенту значок организации «Дети как миротворцы», а я подарила еще журнал «Экран — детям», в котором рассказывалось о том, как я снималась в кино. Я раскрыла журнал и, показывая на фотографию, сказала: «Это тоже для Вас. Это я».
Вопреки легенде о том, что поездку Кати Лычевой в США запланировали в ЦК КПСС как ответ на визит Саманты Смит, эта идея принадлежала американской стороне. После того, как в 1985 году Саманта Смит вместе с отцом погибла в авиакатастрофе, ее мать Джейн Смит и основанная ею организация «Дети как миротворцы» обратились к советской стороне с предложением организовать поездку советской школьницы по Соединенным Штатам. Предполагалось, что эта поездка сможет продолжить миротворческую миссию Саманты.
Пионерка, артистка, красавица
В Советском Союзе идею приняли, а организация со стороны СССР была возложена на ЦК ВЛКСМ. Был проведен серьезный кастинг, в котором приняли участие около 6000 девочек в возрасте 11–12 лет. Предполагалось, что советский «посол мира» должны быть сверстницей Саманты Смит.
Из 6000 человек выбрали Катю Лычеву. Никаких высокопоставленных родственников у нее не было, но и совсем обычной девочкой ее тоже назвать было нельзя. Катя, дочь научных работников, училась в московской английской спецшколе № 4 и хорошо говорила по-английски. Кроме того, общаться с журналистами, политиками и общественными деятелями США ей должен был помочь актерский опыт. У девочки за плечами были три роли в кино — она снималась в картинах «Живая радуга», «Сильная личность из 2 “А”» и «Детство Бэмби».
Ну и, разумеется, не последнюю роль играла внешность — Катя Лычева действительно могла понравиться американцам.
Из записок о путешествии Кати Лычевой по США:
«Обедали мы в тот день в кафе “Макдональдс”. Я уже слышала, что это известная фирма, которой принадлежат небольшие ресторанчики. У входа нас встретил улыбающийся клоун в огромном рыжем парике. Мне сразу показалось, что я попала в цирк. И действительно, когда мы вошли, все было, как на веселом представлении. Мы со Стар называли блюда, и они, как по волшебству, появлялись из специальной машинки. Правда, названия блюд были для меня новыми, и я сама не знала, что заказываю. Но оказалось, что все очень вкусно. Клоун усадил нас за столик, и нам принесли очень аппетитно выглядевший бутерброд под названием “Большой мак” и хрустящий картофель. Я хотела попробовать бутерброд, но каждый раз, как только я его подносила ко рту, начинался такой треск фотоаппаратов и мигание вспышек, что поесть с аппетитом было невозможно. Вкус у “Большого мака” оказался необычный, и я его так и не съела, а жареный картофель я очень люблю, поэтому съела его весь, уже не обращая внимания на корреспондентов».
Катя против «Рокки»
Поездка продолжалась с 21 марта по 4 апреля 1986 года. Сопровождала советскую школьницу девочка из Сан-Франциско Стар Роу. Вместе они побывали в Чикаго, в Нью-Йорке, в Вашингтоне, посетили штаб-квартиру ООН и космический центр НАСА, «Диснейленд». Школьниц принимали мэры городов и сам президент США Рональд Рейган. Когда девочек привезли в «Макдональдс», то ажиотаж среди журналистов достиг небывалых размеров. Поедание советской девочкой «Биг-Мака» и картошки-фри в Америке произвело сенсацию не меньшую, чем встреча Кати Лычевой с президентом Рейганом.
А вот советская аудитория, читая записки о поездке, так до конца и не поняла, что собственно, посетила Катя. Наши представления о ресторанах были в ту пору далеки от реалий «Макдональдса». Первый подобный ресторан в СССР появился спустя четыре года после поездки Кати Лычевой, и в первые месяцы своего существования превратился в культовый объект, возле которого стояла бесконечная очередь из страждущих приобщиться к Америке.
Нельзя сказать, что поездка прошла совсем гладко и спокойно. Полного доверия между двумя странами не было, среди американских репортеров было немало тех, кто хотел бы сделать сенсацию, разоблачив Катю как «пропагандистский проект Кремля». Советские журналисты платили коллегам той же монетой.
Из записок о путешествии Кати Лычевой по США:
«Перед сном у нас было немного свободного времени, и мы с мамой включили в номере платный канал телевидения, чтобы посмотреть американский фильм «Рокки-IV». В программе было написано, что это фильм о советском боксере. За девять дней путешествия по США я уже соскучилась по дому, и мне xoтелось увидеть что-нибудь о советских людях. Зверское лицо актера, который исполнял роль так называемого советского боксера, сначала испугало меня, а когда в фильме он убил на ринге американского спортсмена-негра, я убежала в спальню, бросилась на кровать и заплакала. Мне было обидно, что этот фильм так лживо и жестоко изображает нашу страну… На следующий день в одном из телеинтервью я сказала: «В фильме “Рокки-IV”, который показывают по американскому телевидению, нет ни слова правды о Советском Союзе. У советских людей даже лиц таких не бывает. Мне стыдно за тех взрослых, которые сделали этот фильм. Я поняла, что те, кто разжигает ненависть к нашим людям, — это и есть первые враги мира на Земле».
Надо сказать, что именно из описания Кати Лычевой в СССР многие впервые узнали о саге про Рокки, а также о Дольфе Лундгрене — актере со «зверским лицом». К словам Лычевой впоследствии многие относились с усмешкой, хотя сложно отрицать очевидное — четвертая часть саги о Рокки Бальбоа действительно является пропагандистской поделкой, и «клюквы» о советских людях и СССР там более чем достаточно.
Жизнь после славы
Первое время после возвращения из США Катя была очень популярной. Она участвовала в общественных мероприятиях в Советском Союзе, ей слали мешки писем, а самые отчаянные мальчишки пытались даже добиться личной встречи.
При этом большая общественная нагрузка приводила к тому, что времени на обычное общение со сверстниками у Кати не оставалось. Насколько это обременяло ее, знает лишь она сама.
В 1986 и 1987 годах она еще дважды снялась в кино — в небольших ролях в фильмах «Лермонтов» и «Как дома, как дела?».
Вскоре после этого имя Кати Лычевой исчезло из советской хроники. Ходили разные слухи — вплоть до того, что бывшая «посол мира» вышла замуж за арабского шейха-миллиардера и теперь живет в его гареме.
Катя действительно уехала из страны в 1988 году, но шейх тут ни при чем. Мать девочки, экономист Марина Лычева, получила стипендию французского президента Франсуа Миттерана и, забрав дочку, уехала во Францию. Во Франции Екатерина училась в Сорбонне, получила экономическое и юридическое образование. В 1995 году начала работать в Парижском центре содействия иностранным инвестициям.
В 2000 году 26-летняя Екатерина Лычева вернулась в Россию. В последующие годы она трудилась в различных министерствах и ведомствах, занимала крупный пост в ОАО «АВТОВАЗ».
Екатерина Александровна с журналистами не общается, делая исключение крайне редко, и, как правило, для региональных СМИ. Упрекать ее за это трудно — того внимания, что досталось Кате Лычевой в детстве, хватило бы на десятерых.
А что касается всевозможных слухов и сплетен о советской девочке, ставшей в 1980-х на некоторое время символом потепления в отношениях между СССР и США, то они остаются на совести тех, кто их распускал.
По материалам ВК
Views: 213