В поэме Уильяма Джонса «Каисса или игра в шахматы»
дриада Каисса обещает богу войны Марсу,
что ответит на его привязанность, если он сумеет придумать
достаточно занимательную игру, и Марс изобретает шахматы.
Май 196х года. Чернигов. Парк имени Коцюбинского. Природа полна неги и любви. Первые нежно-зелёные листики с каплями росы, как ожерелья из изумруда и жемчуга. На клумбах, будто красавицы на балу, разодетые в жёлтые и красные одежды, тюльпаны. Запах сирени волнует кровь, манит, возбуждает. Страстно воркуют голуби, воробьи гоняются за воробьихами и щемит сердце от чудных трелей соловья у памятника Пушкина.
На скамейках девичья прелесть о чём – то шепчется между собой и бросает робкие взгляды на проходящих мимо парней, которые дефилируют с гордо поднятой головой и ищут повод для знакомства.
Но шахматные соревнования проходят в любое время года и в любую погоду. В глубине парка в открытом павильоне игроки сражались за доской в последний день чемпионата г. Чернигова. Шахматисты, погружённые в сложные лабиринты мыслей и расчётов, как будто не замечали волшебной красоты окружающего мира. Но и они были возбуждены и, не смотря на строгие шахматные и турнирные правила, способны на неадекватные поступки.
За одним из столиком встречались между собой два перворазрядника, два бесшабашных тридцатилетних холостяка, задиры и гуляки. Один из них, Николай, был знаменит тем, что однажды в драке откусил своему противнику палец, другой – Леонид, славился своими скандалами, был очень нервным и несдержанным, и даже находился под наблюдением психдиспансера, что однако не мешало ему изредка принимать участие в шахматных баталиях местного уровня. Оба соперника имели определённые достижения в шахматах. Результат партии был важен для обоих. Победитель выполнял заветную норму кандидата в мастера спорта.
Партия длилась уже более двух часов и проходила в сложной борьбе, но с определённым перевесом Николая, который погрузившись в расчёты и, блуждая мыслями в лабиринтах сложных комбинаций, искал путь к победе. Леонид нервничал и в возбуждении, взяв в руки шахматные часы, тихонько постукивал ими по столу. Внезапно вскочив, он ударил часами по голове соперника. Николай не сразу понял, что произошло. Такого варианта он не предусматривал в своих расчётах. Когда он наконец разобрался в ситуации, судья турнира и подоспевший милиционер уже уводили его противника. Оскорблённый Николай ринулся в драку, но другой милиционер и участники чемпионата, зная взрывной характер известного забияки, крепко держали его за руки. Несмотря на то, что в партии ему присудили победу, Николай почувствовал себя обиженным и никак не мог успокоиться.
К нему подошёл один из его приятелей и болельщиков. “Брось, Колька, – сказал он, – Лёнька от тебя никуда не денется. Кандидата ты выполнил, на закрытии соревнований тебе делать нечего. Пошли к моему куму. У него день рождения”. От дармовой выпивки Николай никогда не отказывался. “А ничего, что меня не приглашали?” – всё же спросил он. “Да ты что? Васька вот такой мужик!” – показал большой палец приятель.
Василий проживал на окраине города. Когда приятели зашли в дом, веселье было в самом разгаре. Хорошо подвыпивший хозяин обрадовался новым гостям. “Штрафную”, – заорал он. Гостям налили по стакану водки. “Нет, – завопил вдруг хозяин, – Пусть выпьют мою, фирменную”. “Да ты что, сдурел? – Испугалась хозяйка. – От твоей самогонки и слон сдохнет”. Приятель Николая, зная по опыту убойную силу хозяйской самогонки, от неё отказался, но Николая, более 10 лет проработавшего на музыкальной фабрике и перепробовавшего всевозможнейшие лаки и растворители, никакая самогонка не могла испугать. “Наливай”, – смело сказал он. Хозяин, сам испугавшийся своего предложения, достал бутылку с мутной жидкостью. “Подожди, разведу”, – сказал он. Но Николай презрительно взглянул на него и открыл бутылку. Жуткий запах ударил в ноздри. Некоторые гости зажали носы. Николай налил в стакан смердящий напиток и, подавляя сопротивление организма, опрокинул его в свою тренированную глотку. После этого он выпил стакан воды и закусил огурцом.
Гости застыли в изумлении. Первым очнулся хозяин. “Вот это мужик! – завопил он, – Да ты для меня после этого первый человек, да я для тебя…”. Он не находил слов и оглядывался, думая, чем бы отблагодарить так понравившегося ему гостя. И вдруг придумал: “Я тебе отдам свою дочку. Старшая – подпорченная, с дитём. Забирай младшую”. “Да ты что, изверг? – Запричитала жена. – Машеньку, красавицу, за алкаша?”.”Молчи, убью! – Глаза Василия налились кровью. – Кто тут хозяин?”. “Машка – сюда!”. Он вытащил за руку семнадцатилетнюю дочку: “Вот тебе муж. Совет вам да любовь!”. Машенька подняла голову и посмотрела на Николая полными слёз глазами. Не такого мужа видела она в своих девичьих мечтах. Но слово отца в семье было непререкаемым.
От такой красоты Николай мигом протрезвел. “Я буду любить тебя”, – только и смог сказать он. Затем он потащил девушку на сеновал. “Смотри, обидишь дочку – убью!” -закричал ему вслед опомнившийся Василий.
На следующее утро Николай с Машей подали заявление в ЗАГС. В ЗАГСе Николай обнаружил, что потерял ручные часы “Победа”, подарок за отличную работу, которыми очень гордился. Но он не жалел о потере. Ему досталось сокровище, о котором он даже не мечтал.
На Леонида Николай больше не сердился и даже пригласил его к себе на свадьбу.
Молодые жили дружно. Николай зарабатывал хорошо, жену любил и баловал, и даже пить стал меньше.
Вот так Каисса привела Николая к Гименею.
Год спустя весной я встретил Николая с женой. Они сидели в парке на скамейке, и Николай качал детскую коляску. Юная, статная красавица казалась дочерью коренастого, с ранней сединой, рабочего. “Кто у тебя?” – спросил я . “Сын!” – с гордостью ответил Николай. Родители смотрели на ребёнка и в их взглядах было столько любви, что у меня, человека не слишком сентиментального, на глазах выступили слёзы.
Какие разные дороги ведут к счастью!
Views: 86
2 comments for “Вот как бывает”