
Анна Яковлева – прекрасная и талантливая поэтесса, автор книги стихов «В омуте рассудка». Родилась в Ленинграде 13 марта 1984 года. Закончила Московский государственный университет леса по специальности «инженер лесного хозяйства». Работала в экспедициях в отдалённых уголках страны. Общение с природой стало важной частью её жизни и творчества. Также она изучила персонологию и экзистенциальную психотерапию в НИУ ВШЭ.
Сейчас живёт в Хотьково, работает в этнопарке «Кочевник». Является участником творческого объединения «КвадратЪ». В 2019 г. вышел её первый сборник стихов «В омуте рассудка». В 2020 был поставлен спектакль «Записки из Поднебесья» по книге стихов.
— Анна, расскажите нам о себе, как вы вошли в сложный и живой мир творчества, в этот мир тонкого и магического эфира?
— Если честно, не планировала в него входить. Но мир тонкого и магического эфира сам приходит, когда ему вздумается и просится быть высказанным. В какой-то момент стали появляться яркие впечатления, которые формулировались именно в поэтические строчки – это меня саму удивляло. Долго писала «для себя». Потом что-то стала показывать друзьям. Они уговорили выкладывать творчество в интернет, участвовать в конкурсах, мероприятиях. Так постепенно началась моя поэтическая жизнь.

— Кто автор идеи спектакля «Записки из поднебесья»? Как появился этот проект?
— Это идея Павла Алиева, руководителя творческого объединения «КвадратЪ». Он расположил стихи определённым образом, разбил их на диалоги и в результате получился сценарий.
Для меня, честно говоря, это до сих пор какая-то магия – как из стихов получился спектакль.

— Расскажите немного об участниках спектакля и о творческом объединении «КвадратЪ».
— Практически все участники спектакля, так или иначе, связаны с «Квадратом». Это сообщество, в каком-то смысле «инкубатор» творческих людей, идей, событий. Павел Алиев смог собрать в одном пространстве поэтов, музыкантов, актёров, художников, фотографов. Так в спектакле, например, роль ангела играет Александр Кравченко, профессиональный актёр, который в том числе учит поэтов грамотно преподносить своё творчество в своём проекте «Ораторий». Татьяна Алиева – художник, способный всего несколькими деталями оживить пространство и обозначить смыслы. Екатерина Лукашёва – поэтесса, её стихотворение звучит в спектакле. Лиза Жемерикова и Александр Цыбан – актёры, чтецы. Антон Ко – музыкант, его ситар звучал на премьере спектакля и создавал совершенно особенную атмосферу. Поэтому мы и назвали всё это «литературно-музыкальной мистерией».

— Можно ли провести аналогию и поставить в один ряд вашего главного героя и Фауста? Если нет, почему? Повлияло ли на вас творчество Гёте?
— Учитывая, что главный герой, в общем-то – мой двойник, то вы мне льстите. Масштаб личности не тот. Наверное, поэтому моей душой никто всерьёз не заинтересовался. Но творчество Гёте, конечно на меня повлияло.
— В чём видите свою миссию, участвуя в спектакле «Записки из поднебесья»?
— В спектакле собраны стихи, которые не просто появлялись на свет. Им предшествовали разные события, размышления, поиски. И я вижу, что в людях это вызывает отклик – кто-то чувствовал подобное, пытался формулировать, искал ответы и вдруг услышал словно бы свои собственные мысли, но с новыми оттенками. Ради этого сопереживания, совместного поиска, ощущения, что несмотря ни на что жизнь продолжается – я и участвую в спектакле.
— Наступило время поэзии. Всё чаще предпочтение отдаётся поэтическим спектаклям. Как думаете, с чем связан такой интерес?
— У меня такое ощущение, что люди устали от потока безграмотных и плохо организованных текстов – в интернете и разнообразных мессенджерах. Поэтому тяга к красивой поэтической речи – такой противовес этому потоку.

— Влияют ли на вас и на ваше творчество писатели-современники?
— В юности мне очень нравились Маргарита Пушкина и Юнна Мориц – некоторые стихи по размеру и метафорам вдохновлены ими. Ещё большое влияние оказали музыкальные исполнители, например, Дельфин, Сергей Калугин, Юрий Наумов (не Науменко) – они очень разные, но меня поражало, как они, каждый по-своему, выстраивают свои тексты, образы, играют словами и звуками, входят с ними в какую-то фантастическую связь. То есть в одно и то же время, мне, обычно, нравятся разные по стилю произведения и пишутся, обычно, тоже.
— Как думаете, чего не достаёт нынешней художественной литературе, а что — в избытке?
— Мне кажется, не хватает самой хорошей художественной литературы. Заходишь в книжный: там – психология, тут – эзотерика. А художественную литературу, ещё и современную, попробуй найди. Люди озабочены быстрым достижением успеха, вникать в чувства других и сопереживать кажется потерей времени. Хотя хорошая художественная литература любого времени помогает личностно вырасти и учит, и воспитывает.
— Любите ли вы классическую литературу? Ваши любимые произведения?
— Я очень люблю Достоевского, практически все его произведения, особенно «Братьев Карамазовых» и «Идиота». «Воскресение» Толстого, «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Планету людей» Экзюпери.

— Возвращаясь к спектаклю, как вы думаете, как сложится судьба «Записок из поднебесья»?
— Есть предложения сыграть его на новых площадках. Так что, думаю, он будет дальше жить своей жизнью.
— Ожидают ли будущих слушателей спектакля какие-то новшества?
— Мы каждый раз играем немного по-разному, добавляем и убираем отдельные детали, экспериментируем с музыкой. Спектакль как живой организм, с ним каждый раз обязательно происходит что-то новое.

— Если бы вы оказались в том месте, куда мечтали давно попасть, какой предмет вы бы захватили с собой на память?
— Раньше бы обязательно захватила камешек, листик или плод каштана, а сейчас – ничего. Всё, что нужно, вполне поместится в голове.
Беседовала Елена Бондаренко.
Views: 206